ЕБС оно конем

В июне 2018 года «Ростелеком» впервые презентовал на публике полный клиентский путь удаленной идентификации граждан для открытия счета, вклада или получения кредита в банке. Тогда в ходе Международного финансового конгресса в Санкт-Петербурге было показано, как биометрические данные гражданина вводятся в базу ЕБС — для этого был задействован интернет-банк «Почта Банка». Тогда же было объявлено, что «Ростелеком» станет оператором ЕБС, ведь сама эта система создавалась в недрах госкомпании. В сообщениях оператора подчеркивалось, что для граждан пользование ЕБС будет бесплатным.
«Мы создаем ЕБС в очень сжатые сроки, параллельно дорабатываем механизмы биометрической идентификации и подключаем кредитные организации к системе. Такой же «спринт» проходят и банки, которым нужно не просто подключиться к нескольким информационным системам, но и внедрить новые бизнес-процессы», - комментировал процесс запуска ЕБС в работу директор по цифровой идентичности «Ростелекома» Иван Беров.
Перед тем, как начать получать услуги в дистанционном режиме через ЕБС, гражданину необходимо было внести свои биометрические данные в систему, авторизоваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале Госуслуг и с помощью снятого видео с изображением лица и записью голоса пройти идентификацию.
Со своей стороны, для того, чтобы позволить клиентам удостоверять свою личность дистанционно «лицом» и голосом, банки должны подключиться к ЕБС, ЕСИА и системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3.0), а также интегрировать процесс удаленной идентификации в банковские бизнес-процессы и информационные системы. Для регистрации пользователей в ЕБС банки — участники системы оборудовали рабочие места операционистов камерой и микрофоном.
К дате промышленного запуска ЕБС — 1 июля 2018 года — к системе подключились 20 российских банков, инициаторы проекта выражали надежду, что в перспективе к нему подключатся все российские банки.
Пользователю, чьи данные загружены в ЕБС, для дальнейшей идентификации в кредитных учреждениях нужен лишь интернет, смартфон, планшет или компьютер с веб-камерой, которые сейчас есть почти у всех. Ну, а про другие ключевые элементы системы - лицо и голос — и говорить не приходится.
После сдачи ЕБС в эксплуатацию в «Ростелекоме» заявляли, что банки — лишь первый этап интеграции биометрии в экономику страны. Предполагалось, что ЕБС превратится в национальную платформу для, пожалуй, самого удобного из возможных способов идентификации личности при получении государственных и коммерческих сервисов. По сути, ЕБС могла охватить все, что только может понадобиться в жизни современному человеку с его насущной потребностью делать все без излишних заморочек: финансовый сектор, нотариат, государственные и муниципальные услуги, больницы, школы, вузы, наконец, покупки в оффлайн-ритейле и в онлайне. Легко представить, как ЕБС интегрируется в транспортные и охранные системы, а это значит — прощай наличные, банковские и проездные карты, ключи, паспорта и пропуска. Показал лицо в камеру, произнес контрольное слово — и тебя с улыбкой пропускают, выдают покупки, приглашают на прием и т. д. С ЕБС везде у нас дорога, с ЕБС везде у нас почет. Не надо больше проверять, не забыл ли ты что-то из стандартного ежедневного набора горожанина, нет угрозы потерять деньги или ключи, ведь, в отличие от них, потеря лица — всего лишь фигура речи, да сюжетный ход в боевике Джона Ву 1997 года, на практике же шансы потерять лицо исчезающе малы.
Неудивительно, что развитие ЕБС включено в нацпроект «Цифровая экономика РФ». Более того, рассуждая о системе, поневоле вспоминаешь знаменитую фразу Пушкина из письма Чаадаеву — о том, что правительство все еще единственный европеец в России. И вправду, кто, если не правительство и его верный «Ростелеком», смогли бы накрыть огромную страну сетью ЕБС, сделав проще и удобнее нашу повседневность?
С начала работы ЕБС минуло без малого четыре года. Вполне достаточно, чтобы планы со страниц «Цифровой экономики» материализовались бы в жизни. Но ни автор этих строк, ни его близкие и знакомые ЕБС не пользуются. И таких в стране абсолютное большинство — по состоянию на февраль к ЕБС подключились всего-то 164 тыс. граждан РФ. Если сравнивать с 70 млн зарегистрированных пользователей Госуслуг — почти ничего. Признают это и в Минцифры, которое в конце февраля провело совещание с повесткой: как увеличить количество доступных гражданам способов сбора биометрии. СМИ сообщили, что через два года в ЕБС должны числиться те же 70 млн граждан, что и на Госуслугах. По сути, ведомство для достижения этого KPI включит механизм «принуждения к цифре». Не сдал данные в ЕБС — не получишь отдельные госуслуги в онлайне. Это, понятно, кнут.
Есть и пряник. Планируется дать возможность гражданам сдавать биометрию не только в банковских отделениях, но и в многофункциональных центрах предоставления госуслуг (МФЦ), а также через приложение — даже и ходить никуда не надо. Представьте, что речь шла бы, к примеру, о сдаче анализов для медицинских тестов: вам предложили бы не приносить баночки с понятным содержимым в лабораторию, а оставлять их в ближайшем супермаркете или даже забирать у вас дома. Аналогия понятна?
«Ты только нацеди, что положено, в баночку, — говорит государство населению, — а я твои баночки само заберу. Бесплатно заберу!». «Не, — подумав, отвечает население, — че-то как-то стремновато это все. Мне твои анализы вообще не в кассу. Да и хрен знает, что ты с ними сделаешь. Мне и так норм».
В этом-то и причина плачевной ситуации с наполнением ЕБС. Светить фейсом в камеру и записывать голос для ЕБС надо сейчас, а расплачиваться без карты или проходить через турникет в метро «по лицу» еще когда можно будет. Может, годы пройдут. И непонятно, что за эти годы с твоими данными в системе произойдет. А население, пусть и в обличье питекантропа в шкуре на фоне государства-европейца, прекрасно отдает себе в этом отчет. Недавно проведенный Роскомнадзором опрос показал, что 99% респондентов знают об интернет-мошенничестве, 65% опасаются, что могут стать его жертвой. Наибольшей опасностью 90% опрошенных назвали банковские системы и банковские карты, возможной потери паспортных данных боятся 52% участников опроса. Вот почему взлом или слив профиля в ЕБС, сочетающего и платежные, и паспортные данные, может стать настоящей катастрофой. А если вспомнить, как в Санкт-Петербурге оштрафовали немого горожанина, инвалида III группы, за якобы скандирование лозунгов на несогласованной акции в конце января, нетрудно вообразить, для чего еще государство сможет использовать сданную гражданами биометрию — разумеется, для идентификации в таких вот критических ситуациях. И поди потом докажи, что «я не я и рожа не моя». Неверие граждан в справедливость государственных институтов распространяется тут и на вполне прогрессивные цифровые технологии, на которые делают ставку власти, и это может стать главным препятствием для реализации национальных программ цифровизации.
Теперь для того, чтобы подавить нежелание логиниться в ЕБС, государству-европейцу, возможно, придется не просто закрыть населению-дикарю доступ к Госуслугам, но и электричество отключить. А тем, кто будет на своих сомнительных платформах микроблогов вякать про цифровой Гулаг — еще интернет и воду. Так победим.