Видишь «СберТаргет»? И я вижу, а его нет
Для тех, кто не в курсе, сервис «СберТаргет» — это веб-инструмент для самостоятельного привлечения клиентов в интернете, ориентированный на потребности малого бизнеса. С его помощью можно запустить рекламу в digital-каналах с видимыми результатами без дорогостоящего привлечения таргетологов. Собственно, всю эту информацию можно почерпнуть из презентации «СберТаргета», которую сотрудники данного сервиса любезно предоставили «Телеспутнику» в день анонса.
В общении со специалистами «СберТаргета», готовыми очень профессионально консультировать по вопросам подключения сервиса, сложилось полное впечатление, что он уже запущен в эксплуатацию, и случилось это отнюдь не вчера. Однако 14 апреля, в день размещения новости о запуске «СберТаргета» на сайте «Сбера», его пресс-служба разослала СМИ сообщения с просьбой удалить эту информацию, поскольку «релиз был направлен в СМИ по ошибке». Вскоре новость исчезла с информационных ресурсов, однако сайт самого сервиса продолжал функционировать до сегодняшнего дня, 15 апреля. Но уже сегодня посетителей главной страницы сайта «СберТаргета» встречает предупреждение: «Мы обновляем сервис, попробуйте зайти позже».
В чем заключается причина подобной оплошности в «Сбере» так внятно и не смогли объяснить. Однако, на простую невнимательность пресс-службы это не похоже. Скорее причина кроется в чем-то другом. В презентации «СберТаргета» среди преимуществ отмечается, что сервис предлагает каналы продвижения бизнеса во «ВКонтакте», «Одноклассниках», а также в признанных в РФ экстремистских организациях, чья деятельность запрещена в РФ — Facebook* и Instagram*. А вот здесь, как говорится, поподробнее, пожалуйста. Либо презентация готовилась очень давно и ее забыли обновить, либо мы чего-то явно не понимаем. В любом случае напомню, что приобретение рекламы или иной вид передачи денег признанной в России экстремистской организации с точки зрения законодательства означает финансирование экстремистской деятельности, а это статья уголовного кодекса, предусматривающая лишение свободы.
В описании «СберТаргета» значилось следующее: «Единый личный кабинет с простым интуитивным интерфейсом и готовыми настройками. Сервис — собственная разработка «Сбера» и работает на основе больших данных, что позволяет настраивать более точный таргетинг рекламных объявлений на аудиторию». На самом сайте «СберТаргета», пока он еще работал, было указано, что стратегии подготовлены на основе аналитики и опыта экспертов «Сбера».
Публичный анонс «СберТаргета» случился еще осенью прошлого года — в предыдущей версии сайта было указано, что предлагаемая в рамках сервиса рекламная кампания объединяет в себе «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook* и Instagram*. Информацию об этом можно почерпнуть в сообществе маркетологов «Церебро Таргет» во «ВКонтакте», которое ведет Феликс Зинатуллин: «С одной стороны — у “Сбера”, наверное, самая большая база покупателей России с разбивкой по чекам, геолокации, кредитной истории, моделям смартфонов, такси, еда и т.д. Все сервисы “Сбера” — это один большой лог всех наших с вами покупок/продаж за многие годы. И это выглядит, действительно, интересной базой, по которой захочется сделать рекламу. Но все кажется намного проще. Это просто партнерка банка с MyTarget — а до этого и с Facebook*. <…> Изначально в планах, видимо, было сделать единый интерфейс для запуска и управления рекламой на множестве рекламных площадок, но из одного сберовского окна. В прошлом месяце Facebook* отвалился, поэтому, видимо, видя спрос на рекламу — оперативно запускают кабинет с единственным партнером — MyTarget (“Яндекс”, видимо, в эту тему не стал вписываться). Соответственно все фразы про нейросети и большие данные — скорее всего фикция, т.к. кабинеты ВК и Facebook работают обезличено и не дают исследовать персональные данные. Более того, весь упор на лендинге “СберТаргета” — на малый бизнес и малые бюджеты. Но для работы с большими данными всегда нужны большие бюджеты и объемы». Возможно, Сбербанк просто хотел побыстрее попасть в рекламный рынок, поэтому и поспешил с запуском «СберТаргета». Однако, как говорится, поспешишь — людей насмешишь.
Любопытно, что это событие случилось на фоне другой новости о том, что «Сбер» ограничил бесконтактную оплату картами «Мир» через смартфоны технологией NFC с помощью SberPay с 13 апреля. Хотя еще совсем недавно эта возможность с помпой презентовалась россиянам как наш быстрый и технологичный ответ санкционным действиям со стороны Visa и MasterCard, а также ограничениями в работе сервисов Apple Pay и Samsung Pay на территории РФ. В колл-центре «Сбера» пояснили, что ограничение связано с решением технического партнера — об этом писали многие СМИ. Правда никто, включая сам «Сбер», так и не удосужился уточнить, что же это за таинственный технологический партнер, разрушивший надежду россиян на комфортную бесконтактную оплату. А, главное, почему проблема с ним всплыла так поздно — неужто ее невозможно было просчитать и предусмотреть заранее.
Каждый из упомянутых в этой заметке фальстартов мог произойти с кем угодно. Особенно на фоне тех событий, которые происходят в стране и в мире. Удивляет лишь то, что случилось это почти подряд в рамках деятельности одной и той же компании, которая позиционирует себя в качестве российского технологического лидера. И тут уже объяснения о невнимательности пресс-службы всерьез воспринимать сложно. Все-таки, как никак, уровень ответственности обязывает. Как говорится, чем выше нос — тем больше спрос.
* — организации признаны экстремистскими в РФ, их деятельность запрещена.