Ожидайте переменной облачности: тренды и перспективы рынка Cloud-сервисов
Спрос на российские облака растет как биткоин
Спрос на облачные услуги в России в последние несколько лет динамично растет и соответствует общемировому тренду. В период пандемии он заметно увеличился, но в последние два месяца операторы дата-центров отметили рост количества заявок на свои услуги в несколько раз. Они связывают это с уходом российских компаний от западных облачных провайдеров и подорожанием оборудования для серверов. Опрошенные «Телеспутником» операторы облачных услуг сообщили, что запаса оборудования для организации облачной инфраструктуры достаточно, но при этом не исключили возникновения его дефицита в будущем.
По данным IDC, за 2021 год расходы на облачную инфраструктуру в мире составили $73,9 млрд, что на 8,8 % больше, чем в 2020-м. Аналитическая компания прогнозирует, что расходы на облачную инфраструктуру в 2022 году вырастут еще на 21,7 % по сравнению с 2021-м до $90 млрд. В России расходы на услуги облачных провайдеров будет расти со среднегодовым темпом 20,4 % до 2025 года и достигнут $3,059 млрд, такие данные приводит в своем исследовании «МегаФон».
Высокий спрос на облачную инфраструктуру отмечался в период пандемии, а с уходом зарубежных облачных сервисов из РФ и вовсе стал ажиотажным. «На российском рынке облачных услуг наблюдается два тренда. Во-первых, спрос на такие технологии вырос в 10 раз. Во-вторых, появились сложности с поставками оборудования для оснащения дата-центров. В результате у провайдеров облачных решений может возникнуть дефицит вычислительных мощностей», — рассказал руководитель по развитию бизнеса облачных и инфраструктурных решений «МегаФона» Алексей Извеков.
В компании «Крок. Облачные сервисы» также подтверждают многократный рост спроса на облачные услуги: за первые две недели марта 2022 года количество запросов на услуги увеличилось на 960 % по сравнению с тем же периодом прошлого года.
В RCloud by 3data «Телеспутнику» тоже подтвердили тенденцию. «Почти каждый год рост запросов на облачные услуги был лучше позитивных сценариев, которые мы прогнозировали. Сейчас ситуация на рынке напоминает биткойн в свои лучшие годы. Российский рынок никогда не видел такого количества запросов. Так что не исключаем, что рост будет в 5 или даже в 10 раз до 2023 года», — прогнозирует ИТ-директор RCloud by 3data Валентин Соколов. Среди основных драйверов роста он назвал переход компаний на российские облака, расширение инфраструктуры компаний в облаке или запрос большой квоты для значительного объема миграции. Валентин Соколов считает, что если провайдеры не решат проблемы с поставками оборудования, то рынок ждет дефицит облачных ресурсов.
Бизнес мигрирует в отечественные облака, в них надежнее
Поясняя, из чего формируется спрос на российские облака, операторы дата-центров назвали самыми популярными решениями IaaS (инфраструктура как сервис, — прим. ред.), почтовые сервисы и облачные средства защиты, в том числе от DDoS-атак (атаки типа отказ в обслуживании, — прим. ред.).
«В последние два месяца мы наблюдаем активный рост спроса на облачные ресурсы — количество заявок увеличилось в два раза. В связи с тем, что многим компаниям нужно было мигрировать из приложений Office 365, десятикратно вырос спрос на почтовые сервисы, в том числе на базе отечественного ПО Communigate PRO. Помимо этого, специалисты по безопасности из нашей и других ИТ-компаний фиксируют большое количество атак на веб-ресурсы в последнее время. Поэтому популярностью также пользуются облачные ИБ-сервисы, такие как межсетевой экран для защиты веб-приложений, защита от DDoS-атак, средства защиты сети», — отметил первый заместитель генерального директора DataLine (в составе «Ростелеком — Центры Обработки Данных») Алексей Севастьянов.
Аналогичные тенденции наблюдают и в Selectel. «В марте количество новых клиентов в IaaS-продуктах Selectel выросло в 3,5 раза по сравнению с предыдущим месяцем. Также выросло количество запросов на DRaaS-решения (аварийное восстановление как сервис, — прим. ред.), наращивание инфраструктурных мощностей и защиту от DDoS-атак», — отметил директор по развитию услуг Selectel Александр Тугов.
По данным «Крок. Облачные сервисы», более половины всех запросов связаны с арендой базовой облачной инфраструктуры. В разрезе отдельных сервисов популярно хранилище S3. Оно используется клиентами для работы с неструктурированным контентом, в том числе медиафайлами, который применяется на сайтах, площадках электронной коммерции. «Кроме того, в топе находится аренда почтовых сервисов в облаке из-за риска отключения от Office 365, а также миграция ERP-систем, таких как SAP. На услуги, связанные с развертыванием кластеров Kubernetes, использованием PaaS-платформ (платформа как сервис, — прим. ред.), консалтингом в области CI/CD (непрерывная интеграция/развертывание, — прим. ред.), сложившаяся ситуация влияет в меньшей степени. Здесь заметен сопоставимый с прошлым годом, однако довольно внушительный рост запросов — в 150 %», — рассказал директор по развитию бизнеса клиентов «Крок. Облачные сервисы» Максим Березин.
Генеральный директор «ActiveCloud Россия» (в составе ГК Softline) Сергей Крутилин отметил, что запросы на услугу IaaS поступают как со стороны бизнеса, так и со стороны госсектора, при этом крупные заказчики запрашивают комплексные услуги, в которых IaaS является только одной из составляющих.
В «Крок. Облачные сервисы» подсчитали, что 80 % обращений поступают от клиентов из пяти отраслей: финансового сектора (28 %), ИТ-компаний, включая разработчиков онлайн-сервисов (17 %), ретейла (15 %), промышленности (11 %) и логистики (9 %).
Тарифы на облака рискуют стать заоблачными
На фоне возросшего спроса, увеличения стоимости лицензий и ухода западных вендоров или корректировки их ценовой политики изменились и расценки на облачные услуги отечественных провайдеров. Ряд компаний пересмотрели их стоимость. К примеру, Yandex.Cloud предупредил об увеличении стоимости услуг на 30–60 % с 13 апреля. Основными причинами изменений стали: повышение цен на закупку сетевого и серверного оборудования из-за роста курса валют и сложности в логистике поставок.
Эксперты Ассоциации участников отрасли ЦОД указывают на то, что многое оборудование и компоненты пока еще доступны операторам дата-центров. Организация оценивает фактический запас прочности по запасным частям, инструментам и принадлежностям в 9 месяцев, но при негативном сценарии говорит о возможности перехода к кризисному управлению.
В «ActiveCloud Россия» с 14 апреля изменили на 20 % стоимость тарифов на следующие услуги: ActiveWare Cloud и Cloud Server. Стоимость услуг изменилась пропорционально росту цен на оборудование и лицензии зарубежных поставщиков: ряд западных и российских вендоров повысили цены на свои продукты, в связи с чем компания подняла цены со своей стороны.
В то же время, провайдер «МегаФон Облако», по информации «Телеспутника», оставил цены на прежнем уровне.
Облака ищут выход
Правительство пытается не допустить дефицита вычислительных мощностей для облачных ИТ-компаний с помощью запретов и легализации «теневого» экспорта. Эксперты отрасли разрабатывают механизмы минимизации рисков, а участники рынка говорят о ситуации полной неопределенности в закупках «железа» и объясняют, почему в софтверной части использование open source (открытое программное обеспечение, — прим. ред.) не является панацеей.
Правительство намерено сдерживать импорт электронных компонентов. Недавно был опубликован список импортного оборудования, вывоз которого ограничен до конца года во все зарубежные страны, кроме членов Евразийского экономического союза, Абхазии и Южной Осетии. Запрет распространяется в том числе на системы хранения данных, полупроводники (диоды, транзисторы и т. д.), интегральные схемы, процессоры, контроллеры. С другой стороны, власти разрешили параллельный импорт. Данная мера затрагивает список из 50 категорий продукции, в том числе электронику, от 200 брендов. В их числе Apple, Asus, HP, Intel, Nokia, Panasonic, Samsung, Sony. По информации ТАСС, 25 апреля Минцифры заявило, что дефицита вычислительного оборудования для ИТ-компаний нет. В ведомстве сказали, что принимают меры для организации бесперебойных поставок серверов, систем хранения данных и рабочих станций.
Эксперты Ассоциации участников отрасли ЦОД указывают на то, что многое оборудование и компоненты пока еще доступны операторам дата-центров. Организация оценивает фактический запас прочности по запасным частям, инструментам и принадлежностям в 9 месяцев, но при негативном сценарии говорит о возможности перехода к кризисному управлению.
Ассоциация разработала отраслевые рекомендации по снижению рисков обслуживания инфраструктуры ЦОД в условиях санкционных ограничений. Компаниям рекомендовали максимально использовать имеющиеся ресурсы: хранить комплектующие на контролируемой территории, провести инвентаризацию, в том числе среди списанных запчастей, сохранять компоненты, которые были заменены и по возможности ремонтировать вышедшие из строя. Также в документе говорится о такой мере как промышленный каннибализм, то есть выделить часть оборудования под разборку. Кроме этого, эксперты рекомендуют проанализировать наличие отечественного и зарубежного оборудования и избегать закупок у крупных международных корпораций, как наиболее зависимых от санкционной политики. Необходимо также приобрести тестовые компоненты и проверить их на совместимость. Компаниям можно рассмотреть варианты замены оборудования, а при отсутствии альтернативы — инициировать заказ у доступных профильных производителей, отметили в ассоциации.
Участники рынка говорят о неопределенности как в отношении наличия «железа» для заказа, так и софта. «Заместить импортное оборудование в нужном объеме в ближайшее время будет сложно, так как нет необходимых технологий производства оборудования, полностью состоящих из отечественных компонентов, а также нет производственных мощностей в нужном объеме. С софтом ситуация несколько лучше, поскольку есть решения на основе компонентов с открытым исходным кодом. Сложнее будут обстоять дела с заменой софта для решений уровня предприятий, так как потребуется значительное время и интеллектуальные ресурсы для доведения текущих продуктов до уровня решений крупных мировых вендоров», — считает директор по продуктам T1 Cloud (входит в ГК Т1) Александр Михалюк.
С ним согласен пресс-секретарь АО «Гознак» Глеб Руденко: «Сложности с поставками нового оборудования ощущает весь рынок. В этом вопросе пока что сохраняется достаточно много неопределенности. Гознак работает над выстраиванием новых логистических цепочек. Рассматриваются, в том числе варианты перехода на других вендоров. При этом говорить о конкретных решениях пока преждевременно».
В Selectel также предупреждают о возможности дефицита. «На российском рынке есть достаточное количество компаний, которые занимаются сборкой серверов, но вот компонентной базы в РФ практически нет. То есть проблема дефицита действительно может коснуться процессоров, дисков и других ключевых серверных компонентов в случае, если ситуация с поставкой оборудования не изменится. В целом рынок сейчас находится в режиме ожидания: все ждут, что в ближайшее время прояснятся многие вопросы, появится понимание, как выстраивать новые процессы. Взаимодействие игроков рынка усложнилось: теперь единых правил и подходов больше не существует. Условия поставок обсуждаются с каждым партнером индивидуально. Сейчас мы изучаем возможности для закупок оборудования, стараемся учесть все риски при обсуждении новых контрактов. Помимо этого, у нас есть запас комплектующих на несколько месяцев вперед и достаточное количество рабочих серверов», — говорит Александр Тугов.
В компании считают, что аналогичное программное обеспечение можно подобрать практически в 99 % случаев, в том числе и open source. Это зависит от готовности компании адаптироваться при миграции на альтернативное решение и отказаться от некоторых функциональных особенностей зарубежных продуктов. При этом в Selectel отмечают, что open source — это не готовое решение, а лишь исходные коды, которые можно использовать при разработке своих собственных продуктов.