Трудный выбор вещателей
Т. Никифорова: Те, кто не смог обеспечить себе эфирную лицензию (а все мы помним, что в конце 2014 года Роскомнадзор выдал порядка 40 эфирных лицензий на телевещание структурам «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа»), были вынуждены убрать рекламу. Редкое исключение — переход на модель рекламного СМИ. На рекламные СМИ запрет рекламы не распространяется, однако при этом реклама должна присутствовать в кадре не менее 80% времени. Немногие каналы готовы идти по этому пути. Во-первых, есть очевидные имиджевые риски и связанный с этим риск потери зрительской аудитории. Во-вторых, многие редакции иностранных каналов в России связаны лицензионными ограничениями правообладателей контента, поэтому они не имеют возможности что-либо добавлять или изменять в кадре при вещании на территории России.
Недавнее изменение — снятие запрета в отношении каналов, на которых доля «национального» контента составляет не менее 75%, — позволило вернуть рекламу в эфир ряда региональных каналов. Однако крупные иностранные каналы под эту норму не попадают, даже в локализованных версиях. Дело в том, что норма прямо исключает применение категории «национальный» к контенту, российские инвестиции в производство которого ограничены лишь дублированием, переводом или субтитрированием. Статус национальной продукции предполагается подтверждать в официальном порядке, который должна установить ФАС. В отсутствие такого порядка остается лишь догадываться, например, что требование о «распространении не менее чем 75%» относится к процентам от времени вещания канала, хотя в самой норме это не уточняется.
Насколько реально объявить 75% контента местным на основании того, что получасовой фильм о природе предваряет трехминутный ролик (один на все 16 серий фильма) с участием известного российского телеведущего-натуралиста?
Т. Никифорова: Критерий «не менее 50% российских инвестиций в производство контента» не позволят назвать национальным тот контент, в составе которого преобладают произведения, лицензированные у зарубежных производителей. Потребуется доказать, что, помимо стоимости лицензирования зарубежного контента, телеканалом было потрачено еще как минимум столько же на производство сопутствующей российской части, например вступительного/заключительного роликов и комментариев на русском языке.
Также хотелось услышать Ваш комментарий относительно такой схемы: нишевый телеканал покупает регионального ТВ-вещателя, добивается смены его вещательной концепции и потом начинает свое вещание по эфиру и на прежнюю кабельную аудиторию и обходит новые запреты на рекламу.
Т. Никифорова: Теоретически такой вариант возможен. Но узкое место в нем — это смена вещательной концепции, поскольку потребуется согласование с ФКК, что на практике равносильно получению новой лицензии. Если же в смене вещательной концепции будет отказано, тогда инвестиции в покупку регионального ТВ-вещателя окажутся для зарубежного партнера напрасной тратой денег.
На вопросы «Теле-Спутника» к Федеральной антимонопольной службе ответила зам. начальника управления контроля рекламы Татьяна Никитина.
По каким критериям осуществляется классификация телевизионного контента как рекламного и нерекламного? Попадает ли в категорию рекламного контента что-то, помимо очевидных рекламных вставок? Т. Никитина: Любая информация оценивается на предмет возможности отнесения ее к рекламе согласно понятию, содержащемуся в статье 3 закона «О рекламе». Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Отнесение той или иной информации к рекламе и оценка рекламы на предмет соответствия закону «О рекламе» — это полномочия антимонопольных органов. Недавно обновилось законодательство относительно моделей монетизации телевизионных каналов. Получали ли вы с того момента от Минсвязи или из других регулирующих органов новые рекомендации относительно разделения контента на рекламный и нерекламный? Если да, то что изменилось в классификации? Т. Никитина: Понятие рекламы и подходы к отнесению информации к рекламе не менялись. Изменения, внесенные в закон «О рекламе» в отношении рекламы на платных телеканалах, касаются не критериев отнесения той или иной информации к рекламе, а к порядку распространения рекламы.